Правила
Обязанности
Дистанционные образовательные технологии
Вся необходимая информация о дистанционном и электронном обучении размещается в электронных дневниках, а также на сайте школы.
В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения.
Дистанционное обучение как новая форма обучения и, соответственно как новая форма образования активно формируется и развивается в нашей стране. Цель его дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Наша школа старается идти в ногу со временем и развивает на своей базе дистанционное обучение. Это обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого.
Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, это:
потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
при заочной (экстернатной) форме обучения;
выполнение проектов и исследовательских работ;
работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
создания образовательного пространства;
формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Дистанционное обучение не столь уверенно и интенсивно, но все же входит и в среднее образование.
В нашей школе выделяются следующие основные направления (модели) внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:
повышение качества общего образования;
обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;
обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.);
обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне;
обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;
обеспечение возможности дополнительного образования;
обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;
обеспечение возможности получения общего образования с использованием дистанционных технологий (например, учащиеся, временно находящиеся в другом от основного места проживания городе: длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях и творческих и интеллектуальных конкурсах и т.п.).
Для учителей также открываются уникальные возможности повышения квалификации не только по месту жительства, но и в научных центрах страны, возможность через виртуальные методические объединения обмениваться опытом с коллегами из других регионов, активно участвовать в форумах виртуального методического объединения.
Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Считается, что распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) – одна из форм электронного обучения, при котором:
Ученик:
выбирает форму обучения с использованием ДОТ,
планирует время изучения материала,
планирует последовательность изучения материала.
Должен:
изучить материал образовательной программы,
достичь требуемых результатов обучения.
Учитель:
организует образовательный процесс с использованием ДОТ,
разрабатывает и предоставляет учебные материалы,
проводит формирующее и итоговое оценивание,
консультирует,
оказывает помощь,
является ответственным за достижение обучающимся планируемых результатов.
В МБОУ «СШ № 43» обучение с использованием ДОТ применяется системно, для изучения целого курса одной или нескольких учебных дисциплин, или не постоянно, а в связи с возникшей необходимостью, например:
При изучении отдельных тем курса: для дифференцированного или индивидуального обучения, для слабых учащихся или очень сильных учащихся;
обучение в отдельные временные промежутки (при длительной болезни, невозможности посещать школу в связи с погодными явлениями и т. п.).
При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между учащимся и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций. В нашей практике применения дистанционного обучения используются методики синхронного и асинхронного обучения.
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение.
В своей практике учителя МБОУ «СШ № 43» используют следующие формы дистанционного обучения:
Обучение проходит через платформу Zoom, Классрум.
Вспомогательными платформами являются:
Решу ОГЭ,ЕГЭ,ВПР
Обратная связь осуществляется через:
— Электронный журнал Эльжур, Классрум.
Все формы ДО можно использовать при реализации различных образовательных программ:
– Участие (on-line, of-line) в обучающих интернет-
мероприятиях : интернет-фестивалях, конкурсах, олимпиадах, викторинах и др.
– Подготовка к олимпиадам, к ЕГЭ, ГИА, используя интернет-ресурсы
– Участие в школьных телекоммуникационных мероприятиях.
– Дополнительное обучение “по интересам”: сетевые сообщества по интересам, мастер-классы, дистанционные курсы.
– Исследовательская и проектная деятельность: сетевые проекты .
Таким образом, организовать общение с обучающимися по электронной почте, создать блог и разместить там задания для детей, создать таблицу для фиксирования результатов выполнения заданий и предоставить доступ к ней всем обучающимся, организовать в блоге обсуждение какой-либо темы – это умеют все наши учителя.
Несомненно, дистанционное образование имеет свои
преимущества. Оно помогает:
учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;
решать психологические проблемы учащихся;
снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;
правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.
дает возможность научиться on-line общению, участию в дистанционных конкурсах, олимпиадах.